Внедорожники Онлайн

Главная

Статьи

Параметры автомобильного колеса

При посещении магазинов, торгующих автомобильными колесами, часто возникает проблема выбора диска и шины. Дело в том, что на одну и ту же марку автомобиля можно установить колеса с различными параметрами, но одни будут расширять колею и выходить за пределы колесных ниш, другие, наоборот, сделают колею автомобиля уже.

Некоторые автомобильные шины окажутся слишком большого диаметра для конкретного автомобиля и будут задевать, особенно при сжатии упругих элементов подвески, за кузов, другие, наоборот, окажутся слишком малого диаметра, и вследствие этого уменьшится максимальная скорость и дорожный просвет. Как выбрать необходимое колесо, если вы хотите сделать это сами, а не доверить выбор продавцу?

Маркировка автомобильной шины
Рассмотрим обозначение самого распространенного размера автомобильных шин - 175/70 R13. "175" - это ширина протектора, выраженная в миллиметрах, "70" - высота профиля шины в процентах от ширины протектора, "R" указывает на то, что данная шина - радиальная (практически все современные шины для легковых автомобилей радиальные), "13" - это диаметр обода, на который эта шина монтируется, выраженный уже не в миллиметрах, а в дюймах (дюйм равен 25,4 миллиметра).

В данном случае диаметр шины, выраженный в миллиметрах, будет следующим: диаметр самого диска 13х24,4=330,2 мм плюс две высоты профиля шины 175х70%х2=245 мм. Итого 330,2+245=575,2 мм (диаметр самой распространенной "жигулевской" шины). Шина 185/65 R13 будет иметь диаметр 13х25,4+185х0,65х2=330,2+240,5=570,7 мм - эта шина хотя и шире стандартной "жигулевской", но ниже ее на 4,5 мм.

Шины для джипов чаще всего обозначают другой маркировкой. Например, самый распространенный размер 31х10,5 R15. Здесь цифры обозначают следующее: "31" - диаметр шины, выраженный в дюймах, "10,5" - ширина протектора, "R15" указывает посадочный диаметр диска, на который эта шина должна устанавливаться. У этой шины диаметр равен 31х25,4=787,4 мм, ширина протектора 10,5х25,4=266,7 мм (у КамАЗа 260 мм). В традиционной метрической маркировке с погрешностью в несколько миллиметров шина будет иметь размер 265/75 R15.

Параметры колесного диска
Вылет колеса - это размер между привалочной плоскостью диска колеса при установке на ступицу автомобиля и воображаемой плоскостью, проходящей через середину обода. Вылет положительный, если привалочная плоскость не переходит за воображаемую плоскость. Вылет отрицательный, если привалочная плоскость через нее переходит.

Для определения величины вылета колеса нужно измерить размер B с внутренней стороны колеса и ширину обода колеса D, затем разделить размер D пополам и вычесть из размера B размер D:2. Если разность положительная, то и вылет положительный, если отрицательная, то и вылет отрицательный.

Часто можно было слышать от продавцов, что если вылет колеса больше, то это значит, что колея шире, но это не так! Положительный вылет колеса обозначает, насколько привалочная плоскость диска колеса "вылетает" наружу за воображаемой плоскостью, проходящей через середину обода, при этом колесо на эту же величину смещено внутрь к продольной оси автомобиля, то есть колея сужается. Например, для УАЗа стандартное колесо имеет вылет +22, для "Нивы" - +17, установка на "Ниву" колес с вылетом 0 приведет к расширению колеи на 17 мм с каждой стороны, то есть колея расширится всего на 34 мм, а если установить колеса с вылетом -17 на "Ниву", это расширит колею по сравнению со стандартной на 68 мм.

Центральное отверстие должно иметь диаметр, соответствующий диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Необходимо точное сопряжение этих размеров для обеспечения предварительного центрирования колеса на ступице, что облегчает установку болтов. Окончательное центрирование осуществляется по коническим поверхностям в отверстиях крепления диска болтами или гайками.

Диаметр расположения отверстий крепления - это диаметр окружности, на которой на равных расстояниях одно от другого располагаются отверстия для крепления колеса к ступице. Для разных автомобилей различны диаметры этой окружности, а также число отверстий. Например, для УАЗа и "Нивы" обозначение диаметра расположения отверстий крепления 139,7/5 означает, что колесо крепится к ступице пятью гайками и отверстия расположены на окружности диаметром 139,7 мм. Диаметр расположения отверстий крепления (на рисунке он обозначен буквой B) можно определить, измерив расстояние A между центрами соседних отверстий и умножив его на 1,701 для диска с пятью отверстиями крепления, на 1,414 для диска с четырьмя отверстиями и на 1,155 для диска с тремя отверстиями.

Колесо должно быть проверено на автомобиле до сборки с шиной. Необходимо убедиться, что оно хорошо прилегает к присоединительным поверхностям, свободно вращается и не выступает за габариты кузова.

Перед покупкой обязательно надо проверить число и диаметр расположения отверстий крепления, а также диаметр, длину и шаг резьбы болтов (длина резьбы, которая вворачивается в ступицу при креплении колеса, должна быть не менее 7-8 полных витков). Поскольку отверстия крепления делают с положительным допуском по диаметру, можно ошибиться в выборе диаметра расположения отверстий крепления, если он отличается от штатного на несколько миллиметров. В этом случае из всех гаек только одна будет затянута полностью, остальные же отверстия сместятся, и крепеж окажется недотянутым или затянутым с перекосом, а посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет вызывать сильную вибрацию, кроме того, не полностью затянутые гайки или болты могут открутится в самый неподходящий момент.

"Биржа плюс авто"

Rambler's Top100

© 2002 Внедорожники Онлайн / SUV Online. All rights reserved.