Внедорожники / suvonline.narod.ru

Land Rover Defender 110 2.5 TD5 2005 vs. UAZ Hunter 2.4 TD 2005

Land Rover Defender 110 2.5 TD5 2005 vs. UAZ Hunter 2.4 TD 2005

Вязьма, Смоленск, Ржев... Мы отправились в леса Среднерусской возвышенности, чтобы найти следы трагедии, разыгравшейся осенью 1941 года, когда в окружении танковых групп вермахта погибла мощнейшая группировка советских войск. Может быть, найдем останки военной техники... А попутно проведем мирное сражение: сравнительный тест нашего экспедиционного транспорта - автомобилей Land Rover Defender 110 и УАЗ Hunter - с дизелем Andoria.

О Вяземском котле в советские времена говорили неохотно - осенью сорок первого в этих местах сгинули подразделения десяти армий и почти все дивизии народного ополчения Москвы. По самым приблизительным подсчетам, в боях под Вязьмой Красная Армия потеряла порядка 300 тысяч человек личного состава и огромное количество автотранспорта и боевой техники.

За 60 лет деятельности поисковых бригад район Среднерусской возвышенности был «прочесан» вдоль и поперек. У дорог и на окраинах деревень появились мемориальные кладбища с братскими захоронениями и могилами тех, кого удалось опознать по солдатским жетонам. В 1996 году сотрудники историко-архивного поискового центра «Судьба» обнаружили могилу командующего 24-й армией генерал-майора Ракутина, погибшего при попытке прорыва из окружения, - останки командарма были перезахоронены на мемориальном кладбище Снегири. Оружие, боеприпасы... Поработали здесь и «черные» копатели - в болотной воде, как известно, металл сохраняется прекрасно. А местные жители, в свою очередь, очищали окрестности от ликвидного металлолома.

Планируя поездку, мы единодушно сошлись во мнении, что в номинации «Экспедиционный транспорт» длиннобазному Дефендеру равных нет. Мало того, что здесь девять посадочных мест, так еще и огромный внутренний объем. Под откидные «стульчики» в багажном отсеке удобно сложить то, что может понадобиться в дороге или на привале: буксирный трос, продукты, газовую плитку, кастрюли. Даже если поверх накидать мешки со снаряжением, достать предметы первой необходимости не составит труда. Сетка, отделяющая багажный отсек от заднего ряда сидений, позволяет грузить машину под завязку, не опасаясь, что при торможении или сильном поперечном крене на голову пассажирам свалится тяжелый рюкзак. К тому же Land Rover Defender 110 выделяется «грязеустойчивым» интерьером и не вынуждает изучать трансформацию салона как отдельный предмет. Щелк - и спинка сиденья упала «в горизонт». Прямые углы, ровный пол. А благодаря прекрасным наружным зеркалам забитый доверху «англичанин» ничуть не ограничивает «визуальную свободу» водителя, позволяя уверенно маневрировать задним ходом и перестраиваться в городском потоке.

Ульяновский Hunter выглядит поскромнее, но конкуренцию выдерживает. Сам по себе багажник УАЗа невелик, но складывающаяся по частям спинка заднего сиденья позволяет разместить груз, сохранив запас жизненного пространства для пассажиров. Пятая дверь модернизированного «козла» - распашная, как и на Лендровере, только практически такая же широкая, как и сам автомобиль. Грузить вещи удобнее, а уж разгрузка и вовсе происходит автоматически: открыл «калитку» на стоянке и, если зазевался, то в следующее мгновение окажешься под завалом из рюкзаков. Этот «самосвальный» эффект мы испытали на себе. Двустворчатые двери с горизонтальной линией разъема, которые применялись на обычных УАЗах, с этой точки зрения более удобны. С обзорностью у Хантера дела неважные: вне зависимости от настройки наружных зеркал, заглядывать в них приходится, словно в окуляр перископа. Зато сиденья - не хуже английских: ось кемпера не болтается, усилия на рукоятках невысоки, салазки и фиксаторы работают четко. И, в отличие от кресел Лендровера, они не выдавливают поясницу и обеспечивают лучшую боковую поддержку. Сидеть за рулем Хантера удобней и благодаря чуть большему расстоянию до двери, хотя при быстром вращении руля левому локтю тесно в обеих машинах.

В сторону вяземских лесов выдвинулись из Москвы по свободному Минскому шоссе, на котором Defender и Hunter держали крейсерские 100-110 км/ч. Для груженого Лендровера это самый приятный режим езды: машина прогнозируемо реагирует на повороты руля, а «под педалью» есть необходимый запас тяги. Для Хантера же эта скорость - предел, даже несмотря на то, что польский дизель Andoria позволяет ехать быстрее. Потому что при малейшем намеке на «нештатную» ситуацию (яма на дороге, вклинившаяся «девятка» или внезапное сужение проезжей части) на поверхность «вылезает» масса грехов, начиная с ужасного педального узла и заканчивая «размазанным» рулевым управлением. Так было на бензиновых УАЗах, так это осталось и на дизельных. Надо сказать, что длиннобазный Defender в этом смысле тоже далек от идеала. Но при маневрах на высокой скорости и торможениях эта машина ведет себя гораздо собраннее.

Если сравнивать удельные показатели двух автомобилей, то разница, на первый взгляд, невелика: одна лошадиная сила перемещает 16,5 кг снаряженной массы Дефендера и 20,5 кг - Хантера. Но динамические качества внедорожников отличаются радикально! Турбодизель Лендровера, оснащенный насос-форсунками, не столько мощный, сколько «гибкий». Если нужен интенсивный разгон, мотор позволяет «выкручивать» передачи. При спокойной езде можно уверенно двигаться «на моменте», причем тоже в довольно широком диапазоне оборотов. Уазовская Andoria таким «кругозором» похвастаться не может: с одной стороны, двигатель не прощает «провалов» в турбояму, с другой - отказывается «крутиться», вынуждая водителя чаще работать рычагом коробки передач. Но мы были так приятно удивлены тем, что из уазовского мотора наконец-то перестало течь масло, что готовы простить ему многие огрехи.

Позади 250 километров асфальта. Мы свернули на проселок, а за последней деревней - еще 10 км раскисшей весенней колеи. На этот раз к внедорожным приключениям мы подготовились основательно: тросы, хай-джек, лебедка, лопаты... Defender, благодаря постоянному полному приводу, к съезду с асфальта готов всегда. А на УАЗе необходимо вручную замкнуть муфты передних колес. Поворачиваем первый замок - и вывалившийся флажок остается в руке! Из-за открутившегося винта механизм замыкания муфты левого переднего колеса перекосило и основательно «погрызло» вращающимися деталями...

Низкое качество своих машин ульяновцы привыкли оправдывать их высокой ремонтопригодностью. Двадцать минут работы пассатижами и напильником, подгонка разбитых деталей «в размер», сборка… и - можно ехать дальше! Вот только испорченное настроение «починить» уже не удалось.

Первые километры тяжелого грунта - и первые «внедорожные» выводы. Благодаря оптимальной разбивке всего передаточного ряда и гибкой характеристике двигателя Defender уверенно полз по раскисшему тракторному следу на третьей передаче «нижнего» ряда, имея и запас тяги, и резервы для раскрутки мотора при ходовом штурме гиблых мест. Очень удобно! Включать третью на дизельном Хантере мы решались лишь тогда, когда впереди просматривался более-менее сухой участок. Несмотря на ярко выраженный «зубастый» рисунок, шины К-151, в которые был «обут» ульяновский внедорожник, цепляются за раскисший грунт слабо. А самое неприятное то, что эти покрышки напрочь отказывались «держать» машину в поперечном направлении - на скользком и вязком проселке Hunter так и норовил развернуться поперек колеи. Стимулируется такое «взбрыкивание» и слишком «короткой» педалью газа, не позволяющей точно дозировать тягу: чуть ошибся - и «встречай» рулем занос. Впрочем, свалившийся в колею УАЗ - это еще не застрявший УАЗ: по глубокому тракторному следу он едет поувереннее Дефендера, главным образом - из-за формы межколесных редукторов, «чертящих» по грунту линию, а не сгребающих землю «плугом». Зато английский автомобиль отличается удобной и понятной «внедорожной» управляемостью, которую задают длинная колесная база и «растянутая» педаль акселератора, позволяющая точно дозировать подачу топлива. А из совсем гиблых мест Defender может выбраться наглым рывком, срубая деревья - благо есть передний бампер из швеллера. Главное - не пропустить удар ниже «ватерлинии»: рулевые тяги английского автомобиля стоят дорого! Старый добрый «козел», помнится, тоже мог идти напролом. И зачем, спрашивается, на Hunter поставили хлипкие пластмассовые бамперы?

Потаскав друг друга тросами, прикинув среднюю скорость передвижения и проведя разведку, мы пришли к выводу, что дальше разумней идти пешком, тем более что после штурма глубокой канавы у УАЗа обнаружилась трещина в выходном патрубке турбины. Может, от перегрева? Отнюдь! Просто зацепились глушителем. Он потянул за собой всю выпускную систему, которая оказалась настолько «жесткой», что порвала «чугунину» турбонаддува. Такую поломку в лесу уже не устранишь! Впрочем… На роль бандажа на выпускное колено турбины идеально подходила труба от дровяного самовара, который мы взяли с собой в качестве походного чайника. Отпилим, наденем... А на самовар, для тяги, приладим выпуск от Андории - и будет у нас чайник, отвечающий нормам Eвро 2! Тепловой экран в итоге сделали из сложенной пополам консервной банки и закрепили его на колене турбины проволокой.

Все, хватит моторизированных путешествий! Разбиваем лагерь, достаем лопаты - и на пешую разведку в «военный» лес.

Хлюпающее под ногами болото. Заросли. Ржавое железо и зловещее чувство чужого присутствия. Вот эта яма, судя по россыпям грунта, вырыта совсем недавно. Рядом еще одна. Неподалеку - обкопанная со всех сторон стрелковая ячейка. Блиндаж, рядом с которым совсем недавно тоже что-то копали... Кто здесь был? Какие следопыты - «красные», «черные», «белые»? Интересно, а какого цвета мы? Судя по цвету автомобилей - «черные». Так, очевидно, подумали и сотрудники местной милиции, навестившие наш лагерь, разбитый недалеко от деревни Годуново. Проверка документов, расспросы о цели пребывания в лесу, об имеющемся с собой оружии... Нам даже пригрозили обыском: дескать, номера машин переписаны и на ближайшем посту ГАИ нас будут ждать с понятыми...

Мы так и не признались, что в лесах под Вязьмой хотим найти останки автомобиля ЗИС-101, предположительно принадлежавшего командующему 19-й армией генерал-лейтенанту Михаилу Федоровичу Лукину. Под его командованием осенью сорок первого года подразделения Красной Армии предпринимали отчаянные попытки прорыва из Вяземского котла. Сам Лукин был тяжело ранен, в бессознательном состоянии попал в плен и после ампутации ноги содержался в лагере для высшего командного состава в одном блоке с генералом Карбышевым...

Останки легкового ЗИСа, который вполне мог оказаться машиной Лукина, десять лет назад обнаружили участники одной из поисковых экспедиций. Судя по их рассказам, автомобиль при отступлении не сожгли, а просто разукомплектовали и тщательно замаскировали недалеко от лесной дороги. В качестве исходных данных для поиска у нас была отметка на карте и приблизительная GPS-привязка к местности.

Четыре дня поисков, бесконечные болота, сырость и - постоянное эхо войны.

О том, что до сих пор встречается в лесах под Вязьмой, можно судить по фотографиям. Огромную воронку, на дне которой лежит «железо» от газовской «полуторки», мы обнаружили в пролеске у поля: элементы кабины, задний мост. Поодаль - детали передней подвески, тормозной барабан. В радиусе тридцати метров разбросаны целые артиллерийские снаряды. Судя по всему, в машину, перевозившую боеприпасы, попала авиационная бомба. Через пару километров, недалеко от болота, мы наткнулись на остов «эмки», хорошо сохранившиеся крылья от грузовика ЗИС-5 и разбросанные минометные мины. Дальше - россыпи гильз, обрывки танковых гусениц, ржавые пулеметные диски. Причем все это лежит на поверхности. А пройдя с металлодетектором, мы только на одном пятачке откопали более пятидесяти гранат, несколько противотанковых мин и добрую сотню патронов к самым разным видам оружия, начиная от «трехлинейки» и заканчивая пулеметом ДШК. Повышенное внимание со стороны местной милиции к чужакам теперь объяснимо.

Машину генерала Лукина мы так и не нашли... Прочесав все просеки в районе поиска и протопав более сорока километров по лесам, наша команда отступила. Может быть, не хватило терпения и поискового опыта. Очень не хочется верить, что командармский ЗИС стал добычей охотников за металлоломом…

Впрочем, совсем уж провальной нашу экспедицию назвать нельзя - военную экспозицию музея Авторевю в Кузьминках мы все же пополнили интересными экспонатами. Штык от «трехлинейки», довоенная каска-халхинголка... И - автомобильный номерной знак (ЯЩ 0958), принадлежность которого мы постараемся установить…

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

-

Land Rover Defender 110 TD5

UAZ Hunter TD

Снаряженная масса, кг

2020

1770

Грузоподъемность, кг

930

750

Число мест

9

5+2

Габариты, мм

длина

4599

4100

ширина

1790

2010

высота

1933

2025

база

2794

2380

колея передняя/задняя

1486/1486

1445/1445

дорожный просвет

215

210

Двигатель

турбодизель

турбодизель

Число и расположение цилиндров

5, в ряд

4 в ряд

Мощность, л.с./об/мин

122/4200

86/4000

Момент, Нм/об/мин

300/1950

183/1800

Коробка передач

механическая пятиступенчатая

Привод

постоянный полный с блокируемым межосевым дифференциалом и демультипликатором

полный подключаемый с демультипликатором

Передняя подвеска

зависимая пружинная

зависимая пружинная

Задняя подвеска

зависимая пружинная

зависимая рессорная

Максимальная скорость, км/ч

140

120

Объем топливного бака, л

75

2х39

«Авторевю»

© 2006 Внедорожники Онлайн / SUV Online. All rights reserved.