Внедорожники Онлайн

Главная

Статьи


Допустим, лебедка вытаскивает ваш
джип с тяговым усилием в 1 тонну.


С помощью блока можно менять
направление тягового усилия лебедки.


Цепь поможет равномерно распределить нагрузку на бампер: на лебедке - 1 тонна, на каждом крюке - по 500 кг.


В таком случае тяговое усилие увеличивается вдвое, не считая потерь на блоке: 1 тонна на лебедке, 1 тонна на крюке. Можно применить в два раза менее мощную лебедку.


Идущий от заднего якоря трос следует крепить спереди, в указанных цветными линиями пределах.


Применение двух блоков увеличит тяговое усилие втрое: на лебедке - 1 тонна, на закрепленном на крюке бампера блоке - 2 тонны. Можно применить в три раза менее мощную лебедку.

Электрические автомобильные лебедки WARN
Лебедка как средство борьбы с бездорожьем

Ваш джип застрял. Вы подключаете передний мост, врубаете пониженную передачу, блокируете центральный дифференциал, но тщетно! “Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса”, - крутится в голове бессмертная фраза. Наконец, чмокая по грязи белым “Рибоком”, вы подходите к машине спереди и обнаруживаете под жестким чехлом лебедку американской фирмы WARN.

Впрочем, с таким же успехом там может оказаться американское изделие RAMSEY WINCH или английское SUPERWINCH. Эти фирмы-изготовители электрических лебедок являются самыми известными в мире и, без сомнения, заслуживают доверия. Ассортимент их продукции включает в себя десятки различных лебедок, всевозможные установочные комплекты, аксессуары и принадлежности для “винчевания” - так русскоязычные любители езды по бездорожью называют процесс работы с лебедкой (любопытно, что украинские джиперы этот же процесс называют “лебедением”, так как лебедка по-ихнему - “лебеда”).

Для мира и войны
Прямой предок лебедок - колодезный ворот. Тот самый ворот, который тем легче крутить, чем длиннее приделанная к нему рукоятка. К счастью, в конце ХХ века все крутит электричество. Технический прогресс превратил кусок бревна с ручкой в изящную электрическую лебедку, которая не только развивает чудовищное тяговое усилие до 5,5 тонн, но и является украшением любого внедорожника.

Электрическая лебедка фирмы WARN представляет собой небольшой барабан, внутри которого скрывается тормозной механизм. В одной из опор барабана установлен редуктор, а к другой прикреплен электродвигатель, который, собственно, и спасает вас от тяжелой работы. Питается этот трудяга от аккумулятора (или, если у вас дизель, от двух аккумуляторов - WARN выпускает как 12-, так и 24-вольтовые лебедки). Если же вам неймется и хочется, например, вручную размотать трос - к вашим услугам наружный переключатель - рычаг сцепления, с помощью которого можно обеспечить свободное вращение барабана.

Блок реле (управления) выполняется либо за одно целое с корпусом лебедки (такие изделия маркируются индексом “i”), либо отдельно. Второй способ хорош тем, что позволяет разместить электрическую часть лебедки в любом защищенном от внешних воздействий месте - скажем, под капотом или, если подберете кабель подлинней, даже в салоне.

Все лебедки комплектуются тросом с крюком, пультом дистанционного управления с четырехметровым проводом и губками - плоскими чугунными или роликовыми стальными.

Фирма WARN условно делит лебедки на несколько групп. Самыми массовыми являются лебедки с тяговым усилием от двух до пяти тонн, устанавливаемые на переднюю часть автомобиля и служащие для его самовытаскивания из глубокой... допустим, ямы.

Также широко распространенными “у них” и практически неизвестными “у нас” являются небольшие лебедки, устанавливаемые на транспортные средства типа снегоходов, квадроциклов и т. п. Отличаются они размерами и тяговым усилием до 1-й тонны. Такая же лебедка, установленная на силовой конструкции внутри кузова и снабженная дополнительными фарами, облегчит жизнь владельцу пикапа. Представьте себе, как удобно одному, ночью, вывозить со стройки на дачу бочки с краской!

На базе одной из портативных лебедок собрана единственная в модельном ряду фирмы “переносная” лебедка. Ее мощности хватит, чтобы помочь выбраться из “засады” небольшому джипчику вроде “Нивы”, Daihatsu или Suzuki.

Но помимо так называемых “гражданских” лебедок, у фирмы WARN есть изделие из серии MILITARY PRODUCTS. Дословно - “военная продукция”. Общеизвестен факт, что вся техника для войны отличается неброским внешним видом, техническим совершенством, неприхотливостью в эксплуатации и поразительной живучестью вне зависимости от того, на какой части суши эти техника изготовлена. Все это в полной мере относится к ELECTRIC MILITARY WINCH.

Сугубо утилитарный дизайн - никакого хрома и ярких наклеек, только чернёное железо и маркировка MIL. Военные лебедки комплектуются более мощными электродвигателем и редуктором, тросом увеличенного диаметра и снабженным фиксатором крюком. Все электрические контакты залиты полимерным материалом, а соединение дистанционного пульта производится через герметичный, снабженный навинчивающейся муфтой разъем. Такое “изделие” может “нырять” на глубину до двух метров! “Убить” ее можно, только переехав танком.

По американским понятиям, такие лебедки предназначены для установки только на HUMMER или большие, “полноразмерные” джипы Ford и Chevrolet. До недавнего времени WARN предлагал установочные комплекты только для этих моделей, но теперь появилась возможность ставить военные лебедки и на любой другой внедорожник, владелец которого любит прокатиться “нехожеными тропами”.

Варианты и альтернатива
Итак, вы решили купить лебедку и установить ее на свой внедорожник. Существует несколько способов крепления лебедки:

1. Радикальный
Замена “родного” переднего бампера на оригинальный бампер фирмы WARN с уже закрепленной на нем лебедкой. Это изделие выглядит настолько фундаментальным и мощным, что сразу вспоминаются слова из песни про то, что “броня крепка и танки наши быстры”.

Этот способ не пользуется большой популярностью у российских джиперов, очевидно, в силу того, что в данном случае требуется замена дорогостоящего бампера на еще более дорогостоящий.

2. Традиционный
Как известно, в России, где водится много-много диких кенгуру, установка на джип передней защитной решетки типа “кенгурятик” является таким же ритуалом, как и обмывание самого джипа. Тем логичнее выглядит установка на эту самую решетку лебедки.

Вы одновременно получаете грозный внешний вид автомобиля, переднюю защиту от предполагаемого противника и удобно установленную лебедку. Сюда же, кстати, можно установить и дополнительные фары, в ассортименте выпускаемые той же фирмой WARN.

Есть только одно “но” - лебедки конструктивно сочетаются только с оригинальными “кенгурятниками” WARN. Решетку любой другой фирмы, если таковая уже стоит на автомобиле, придется демонтировать.

3. Скрытый
Если же вы не хотите снимать полюбившийся кенгурятник или вообще не собираетесь устанавливать никакую переднюю защиту, так как давно не встречали в наших краях кенгуру, то можно порекомендовать вам комплект так называемой “скрытой” установки лебедки. Лебедка монтируется на специальном подрамнике, который, в свою очередь, крепится к раме автомобиля. При этом из-под переднего бампера вашего “проходимца” будут видны лишь аккуратные роликовые губки с крюком.

Способ хорош, но и он не лишен недостатков, обусловленных нашим климатом. Лебедка находится слишком низко, плохо вентилируется и постоянно подвергается воздействию агрессивной среды.

4. Альтернативный
Ваш джип постоянно эксплуатируется в городе и только изредка - в действительно непролазных местах.

Вы не хотите увеличивать передний свес автомобиля и постоянно возить “на носу” лишние 50 кг железа.

Вы не хотите подвергать лебедку, которая всегда должна быть в идеальном рабочем состоянии, никаким внешним воздействиям - химическим или механическим. Наконец, вы не хотите, чтобы ночью ее “скрутили и унесли”.

Специально для вас WARN INDUSTRIES сделала быстросъемный комплект для установки лебедки, который называется multi-mount system. Он состоит из переносной площадки под лебедку, от которой перпендикулярно отходит консоль, и прикрепляемой к раме автомобиля балки под названием “ресивер”. Причем, консоль служит вовсе не для придания конструкции эротичного вида - она вставляется в соответствующее отверстие “ресивера”, и вы можете вставлять-вынимать ее сколь угодно, к тому же без опасности травмировать пальцы, потому что установочная площадка снабжена удобными рукоятками.

Полезность этого способа состоит еще и в том, что сечение консоли (квадрат со стороной в два дюйма) соответствует сечению отверстия под фаркопы “американского стиля”. Поэтому протянув назад дополнительную электропроводку, вы получите возможность устанавливать лебедку еще и сзади джипа, что значительно расширит сферу ее применения.

У WARN есть и еще одна оригинальная идея. На кенгурятнике, вместо площадки под лебедку - площадка с отверстиями под фары и квадратным отверстием под консоль.

Что, чем и как
Для упрощения жизни джипера WARN предлагает целый ряд приспособлений.

Это “жесткие” и “мягкие” чехлы на лебедки, дополнительные силовые кабели, вспомогательные капроновые стропы, болты-секретки для крепления лебедки, декоративные заглушки и даже радиопульт дистанционного управления лебедкой.

Но аксессуары аксессуарами, а без некоторых вещей работать с лебедкой попросту затруднительно. Вот этот-то набор необходимых предметов и объединен под названием WINCH ACCESSORY KIT. В практичной капроновой сумке упакованы: брезентовые рабочие перчатки с вставками из толстой кожи, широкая капроновая лента-шлея, вспомогательная серьга (“шакл”), блок и цепь с крюками.

При работе с лебедкой немаловажную роль играет лента-шлея, прицепляемая к тросу за крюк или через шакл. Несмотря на то, что эту ленту-шлею часто называют “корозащитной”, она включена в комплект отнюдь не по прихоти западных экологов-“зеленых”: если обмотать вокруг ствола сам трос, его прочность значительно снизится. Поэтому шлеей следует воспользоваться, даже если вы собираетесь зацепиться за валун. А при винчевании на болотах, где частоколом растут худенькие деревца, с помощью ленты-шлеи вы легко обвяжете в пучок сразу несколько стволов и получите прекрасный якорь. Только необходимо помнить, что закреплять шлею нужно как можно ближе к земле - в противном случае служащий якорем объект будет испытывать неодолимое влечение к крыше вашего джипа.

Если же вы застряли в самом центре Сахары или колхозного поля, и заякориться не за что, придется засучить рукава и использовать скрытые резервы в виде кольев и запасного колеса. Это очень эффективные якоря, если почва не слишком рыхлая. Можно заякориться и за зарытое в землю бревно. При необходимости вместо бревна можно использовать металлическую трубу, охапку сучьев, большую канистру или авоську с пустыми бутылками. Чтобы трос не терся о землю, под него лучше подложить еще одно бревно. А чтобы трос бревна не перепилил, используйте цепь.

Цепь еще можно использовать и для распределения нагрузки на элементы рамы автомобиля: самое простое - за проушины на бампере. Только проушины должны быть не бутафорскими, а располагаться на уровне лонжеронов рамы. Но берегитесь - нельзя крепить цепь за мост автомобиля, так как мощности любой лебедки вполне достаточно, чтобы погнуть чулок полуоси. Случаи такие бывали.

Хотите верьте, хотите нет, но применение блока может дать двойной выигрыш в тяговом усилии. Поэтому всегда, когда хватает длины троса, есть резон использовать блок. Его прицепляют к якорю, а конец троса - к проушине или установочной площадке лебедки. Больше того, если у вас есть второй блок, вы можете утроить тяговое усилие своей лебедки (если не верите, посмотрите учебник физики за девятый класс). Для этого нужно подцепить второй блок к установочному комплекту (проушине на бампере, кенгурятнику, раме), а конец пропущенного через него троса - опять же к якорю.

А представьте себе, что будет, если максимально распустить пятитонную лебедку, да через три блока создать четырехкратное усилие? Горы можно свернуть, но скорей всего что-нибудь порвется. Все-таки блоки и шаклы сделаны хотя и с солидным запасом, но не беспредельным.

Если для вытаскивания лебедкой чего-нибудь тяжелого, например грузовика, требуется задний якорь, идущий к нему вспомогательный трос следует пропустить под автомобилем и крепить тоже спереди, непосредственно к установочному комплекту лебедки. Если вы не собираетесь разрывать свою машину пополам, ни в коем случае не крепите трос к раме сзади. А лучше всего вообще не выпендриваться и не вытаскивать своей родной лебедкой чужие тяжелые грузовики.

Если вы всерьез собираетесь бороздить степи, пустыни и пашни, непременно обзаведитесь лодочным якорем. Он хорошо держит практически в любом грунте и легко вытаскивается - достаточно проехать над ним и перекинуть шток в противоположную сторону.

Если бы я знал, что такое электричество
Как и все электрическое, лебедка требует внимания и почтения. Контакты в “розетке” дистанционного управления всегда должны быть сухими, чистыми и надежными. Для защиты от воздействия соли и грязи рекомендуем покрывать их консистентной смазкой, а блок электрических переключателей (управления) лучше расположить в недоступном для воды месте. Даже снег может натворить больших неприятностей - растаяв на горячем корпусе, он замыкает контакты, вследствие чего лебедка становится неуправляемой и может сближать джип с якорем вплоть до полного их взаимопроникновения.

Если у вас не водозащищенная “погружная” лебедка серии military, не зацепляйте ее крюк как попало за кенгурятник. Сама собой заработавшая в глубоких бродах лебедка будет вам его загибать. Возможен и другой вариант - вы захотите повинчеваться, а релюшка будет только предательски щелкать.

Однако прогресс не стоит на месте, и 17-го июля 1998 года на смену трехконтактным блокам переключателей пришли пятиконтактные. По утверждению инженеров WARN, этот шаг позволит “эффективно препятствовать исчезновению тока в цепи”. А чтобы никто не чувствовал себя обделенным, фирма предлагает владельцам купленных ранее лебедок апгрейд - замену старых блоков переключателей на новые.

И еще один важный момент. Гражданские лебедки WARN, в отличие от военных, не имеют защиты от перегрева (видимо, производитель высоко оценивает интеллект гражданских лиц). Поэтому, если во время длительной работы под большой нагрузкой лебедка вдруг остановилась, не стоит в азарте “пытать” ее дальше. Более того - в процессе работы необходимо время от времени выключать лебедку и рукой проверять степень нагрева. Если руке горячо, срочно спасайте агрегат. Разгрузите лебедку, обесточьте ее, дайте остыть, а вынужденный простой используйте для подзарядки аккумулятора и налаживания системы блоков для снижения тягового усилия. В противном случае вам предстоит узнать, сколько стоит замена электромотора WARN, не говоря уже о том, что джип с позором придется вытаскивать пресловутым “Кировцем”.

Ну вот, теперь вы вооружены знанием, а это, как известно - страшная сила. Имея вдобавок точку опоры и лебедку, можно перевернуть мир. И уж как минимум - вытащить джип из любой грязи.

P.S. “Клуб 4х4” имеет прямые связи с американской фирмой WARN INDUSTRIES, поэтому в нашем магазине вы можете приобрести или заказать любое изделие с маркой WARN. Цены разумны - не даром, конечно, но и без посреднических накруток “в три конца”. Адрес сайта клуба: www.club4x4.ru

"Клуб 4x4"

Rambler's Top100

© 2002 Внедорожники Онлайн / SUV Online. All rights reserved.