Внедорожники / suvonline.narod.ru

Материалы

Главная


Тест-драйв


Парный тест


Тюнинг


Рейды


Галерея


Рассылка

Обслуживание

Магазин


Сервисы


Запчасти

Аксессуары

Шины / диски


Автохимия

Дилеры / цены

Автосалоны


Прайс-лист

Мультимедиа

Фотообои


Игры


E-mail


Защищенные ноутбуки Panasonic CF27, CF28, Walkabout Hammerhead HH3 Tablet PC

Защищенные, военные, бронебойные, неубиваемые, железные - как только не называют эти довольно тяжелые «коробки» с ручками, именовать их ноутбуками даже язык не поворачивается… О стойкости к внешним воздействиям военных ноутбуков ходят легенды. Да что там легенды - всего пару лет назад мы и сами во время теста один из таких «лэптопов» и автомобилем переезжали неоднократно, и воду на него лили, а он все равно продолжал работать. Однако, готовя предыдущий материал о навигационных системах, вдруг очень захотелось, уподобившись героям рассказа Николая Носова «Телефон», посмотреть, «как же все это устроено»?

И как выглядит этот самый гелевый протектор-подушка жесткого диска? И можно ли собственными силами улучшить конфигурацию - произвести, так сказать, легкий тюнинг? С этими вопросами я и обратился к специалистам, через руки которых в год проходит не одна сотня «милитаристов».

В джиперской практике используется множество различных компьютеров. Известны даже случаи внедрения в салон LR Defender полноценного системного блока и 17-дюймового ЖК-монитора... Но наибольшую популярность получили три защищенные модели: ноутбуки классической компоновки Panasonic CF27 и CF28, а также «планшетник» Walkabout Hammerhead HH3 Tablet PC. Сравнительно недорогие и надежные, как автоматы Калашникова. Вот с их начинкой мы и познакомились поближе.

Легенда №27
Panasonic CF27 - самый бюджетный на сегодня вариант ноутбучной основы навигационной системы. Его стоимость колеблется в пределах от $280 до $340 в зависимости от конфигурации. Корпусы же модификаций одинаковые за исключением исполнения клавиатуры - встречаются как традиционные кнопочные, так и влагозащищенные. В наши руки попала модель с обычной «клавой», процессором PII 300 МГц, 128 Мб оперативной памяти, жестким диском на 6 Гб и встроенным GPRS-модулем. Судя по потертостям на корпусе, «машинка» много где повоевала - есть даже косвенные признаки, что она участвовала в «Буре в пустыне». Специально для этой операции была выпущена партия с желтым верхом. Кстати, это не краска, а специальное покрытие.

Во время эксперимента с наездом на ноутбук колесом под грузом верхняя крышка потрескивала и немного прогибалась (в пределах нескольких миллиметров, заметных визуально), но как только автомобиль сполз с «препятствия», тут же приняла первоначальное положение без остаточной деформации. Никаких замечаний к работе компьютера после такого издевательства не возникло. Да уж, «бронежилеты» из магниевого сплава Panasonic делает на славу. Но это не «гидрокостюмы», и купаться в них не рекомендуется! Даже с герметичной клавиатурой этот компьютер остается лишь брызгозащитным. На откидные крышки боковых и заднего отсеков, под которыми скрываются дисковод и разъемы, хоть и уплотненные прокладками, надежды мало. Это скорее защита от пыли, чем от воды.

Но главный враг компьютеров в автомобиле - вибрации. Это основная причина, выводящая из строя гражданские ноутбуки. В военном же самый нежный элемент конструкции - жесткий диск - заключен в стальной контейнер, внутри которого находится амортизирующая прослойка, так называемая гелевая подушка. Обволакивая винчестер снизу и по боковым поверхностям, она гасит внешние вибрации. Застывшее желе представляете? Очень похожая субстанция - и не жидкая, и не твердая. Просто и надежно, как в армии. В целом же CF27 неплохой вариант для спарки с GPS-навигатором по USB-интерфейсу. Можно даже вдали от дома в Интернет зайти - достаточно открыть нижнюю крышку и установить в гнездо SIM-карту.

Настоящий полковник
Если Panasonic CF27 можно сравнить с бравым капитаном разведчиков, то модель CF28 вполне соответствует рангу полковника. И не штабного, а очень даже боевого, заслуженного и при этом на пенсию отнюдь не собирающегося. Защищенность и возможности этого компьютера превосходят ТТХ «однополчанина». Конфигурация (процессор PIII 600 МГц, оперативная память 256 Мб, жесткий диск 20Гб, DVD-ROM) позволяет установить на машину систему Windows XP, а не устаревшие версии вроде Windows 98 или 2000, выше которых CF27 в базовой комплектации просто не тянет. Корпус также из магниевого сплава, а его верхняя и нижняя части собираются с уплотнительной прокладкой. Клавиши клавиатуры отформованы из единого резинового листа. Крышка, в которой находится матрица, герметична, а сам экран закрыт бронебойным стеклом. Нырять, конечно, нельзя, но, попав под дождь, можно особо не переживать. Жесткий диск смонтирован в собственном кейсе с гелевым демпфером. Вывод: универсальный защищенный компьютер, с помощью которого можно и ориентироваться в дальнем походе, и использовать его в качестве хранилища цифровых фотографий. А на стоянке еще и любимый фильм посмотреть. Стоимость удовольствия (б/у, конечно) - от $590 до $1090. На наш взгляд - разумная плата за предоставляемые возможности.

Прямоугольная «таблетка»
Обычно эти бесклавиатурные компьютеры называют «таблетками» (от Tablet PC). Встречаются они различных фирм и степеней защищенности. Выгодно отличаются от КПК большим экраном с хорошим разрешением, возможностью установки «взрослых» версий операционной системы (обычно Windows XP), емким «винтом» и достаточной «операционкой», чтобы провернуть многомеговые карты. Плюсы по сравнению с традиционными ноутбуками в простоте монтажа в автомобиле и меньшем весе. Hammerhead HH3 - один из «планшетников» по адекватной цене, отвечающих «нашим» задачам. Комплектация: процессор P III 400 МГц, жесткий диск 10 Гб, оперативная память 256 Мб. Цена в работоспособном б/у состоянии порядка $300.

Заглянув внутрь, поражаешься - свободного места практически нет. Компоновка настолько плотная, что отсутствует даже радиатор охлаждения процессора. Его роль выполняет корпус, а в самом нагруженном по температуре месте - на нижней стенке - фрезой выбрана канавка сложной формы, увеличивающая площадь охлаждения. «Коробка» полностью водонепроницаема - все разборные части соединяются через прокладки, а выводы разъемов замазаны изнутри герметиком. Матрица закрыта бронебойным стеклом, поэтому для управления используется не тачскрин с палочкой-стилусом, а активная «ручка» (радио-скрин) со встроенным блоком электроники и автономными элементами питания. Для загрузки программ и информации, а также коммуникации с GPS-навигатором используется USB-интерфейс. Других устройств для ввода-вывода нет, хотя присутствует универсальная антенна радиоканала, к которой можно подключить блок GPRS, например.

Из трех представителей внедорожных компьютеров Hammerhead кажется наиболее защищенным от механических воздействий. Но есть и обратная сторона медали. Отсутствие какой-либо внешней вентиляции и плотный монтаж при длительной работе могут привести к перегреву и последующим глюкам. Помните об этом, собираясь путешествовать по жарким странам, да и просто отправляясь в путь летом, пусть даже и в средней полосе.

Больше жизни!
Как все люди, и военные, и гражданские, состоят из костей и мяса, так и компьютеры, не важно с какой степенью защиты, собраны из обычных комплектующих. Что это значит? Да то, что для ремонта или модернизации «уставшего ветерана» можно использовать элементы, приобретенные в обычных компьютерных магазинах. Вместо ущербного диска на 6 Гб в Panasonic можно установить современный, хотя бы «гигов» на 40-60 или даже на 80-120. Определяющий форм-фактор - 2.5 дюйма, то есть практически любой ноутбучный «винт». Кстати, специалисты считают, что винчестер на ноутбуке «живет» не более двух лет, максимум до трех. Дальше возможны сбои и падение системы. Процент риска увеличивается с каждым годом эксплуатации и очередной поездкой по бездорожью.

Хотите, чтобы «старичок» не отставал от жизни? Если знакома ситуация, когда приехали на точку, а стрелка OziExplorer на экране показывает, что до нее еще километра полтора, то, значит, пора добавить прибору «мозгов», точнее, оперативной памяти. Выбор модулей огромный!

Отдельный разговор об электричестве. Как правило, в автомобиле компьютер питается от бортовой сети через автоадаптер или используя инвертор на 12–220 вольт и сетевой блок питания. Автономная батарея применяется редко, да и обычно через год-два она приходит в полную негодность. Тем не менее аккумулятор весьма желателен в качестве аварийного буфера, на тот случай, если неожиданно прервется подача по основному энергетическому каналу – например, штурман, подпрыгнув на очередной кочке, зацепится за провод и выдернет разъем. И все пропало! А было бы внутреннее питание, можно успеть треки сохранить. Самостоятельно разбирать батарею не рекомендуется, поскольку в ее корпусе, кроме непосредственно «топливных» элементов (типа обычных пальчиковых), находится и электронный блок. По сути, это компьютер в компьютере, отвечающий за учет заряда-разряда, напряжение, силу тока и прочие электрические вопросы. Если электроника цела, то замена элементов питания на новые, обойдется примерно в $70.

«4x4 Club»

 

© 2008 Внедорожники. All rights reserved.